Правила составления сопроводительного письма

При подготовке данного текста использованы материалы порталов Superjob, PROprof.ru, МирСоветов, МойОриентир
Всем, кто обращался к интернет-сайтам в поисках работы, знакома проблема написания сопроводительного письма — пояснительной записки к резюме.

Существуют общие правила, обязательные для всех при составлении этого документа, и особенности, касающиеся лиц с ограниченными возможностями здоровья, о которых речь пойдет далее.

Первое, о чем задумывается соискатель, перед которым появляется диалоговое окно с предложением написать сопроводительное письмо: «Обязательно ли составлять данный текст?».

На наш взгляд, этот вопрос требует утвердительного ответа, потому что, во-первых, написание сопроводительного письма предполагает соблюдение правил хорошего тона. Практика показывает, что незаполненное диалоговое окно с заголовком «Сопроводительное письмо» может быть воспринято как невежливость по отношению к партнеру по коммуникации, в данном случае к работодателю.

Во-вторых, резюме и сопроводительное письмо, взаимодополняя друг друга, выполняют разные функции: первый вид документа представляет собой определенный шаблон с фактическими данными соискателя работы; второй составляется в виде краткого текста (два-три абзаца), носит творческий характер и раскрывает человека как личность.

Немаловажная задача, которую должен решить для себя автор будущего текста: с чего начинать письмо? Любой процесс коммуникации начинается с приветствия.

Приступая к составлению сопроводительного письма, вы должны помнить, что адресуете его конкретному человеку — менеджеру по персоналу. Некоторые интернет-порталы по трудоустроуйству, например Superjob, указывают имя и фамилию сотрудника, который курирует выбранную вами вакансию. Вежливо обратитесь к нему по имени, используя обычные формы этикета: «Добрый день, Анастасия!», «Уважаемый Александр Григорьевич!». Если на сайте не указано имени сотрудника, можно позвонить в компанию и узнать через секретаря необходимые вам данные либо применить ставшее в последнее время привычным клише «Уважаемые дамы и господа!» или «Менеджеру по персоналу компании (название) Здравствуйте!».

Главное помнить: необходимо правильно написать имя и название учреждения. Допущенная неточность при обращении к адресату сразу может обернуться потерей интереса к вашей кандидатуре.

После приветствия следует основная часть сопроводительного письма, в которой нужно указать название интересующей вас позиции и источник информации о ней (интернет-сайты, печатные издания, реклама на телевидении, центры занятости, сведения, полученные от сотрудников, и т.д.). Например: «От сотрудника вашей компании, программиста Сергеева Антона, я узнал, что у вас открыта вакансия системного администратора».

Затем в краткой форме объясните, что привлекательного вы находите в этой вакансии и в этой компании. (Людям с ограниченными возможностями здоровья необходимо заранее собрать подробную информацию о предполагаемом месте работы: наличие рабочих мест по квотам для приема лиц с ограниченными возможностями здоровья, соблюдение требований к условиям труда инвалидов, отзывы сотрудников с ограниченными возможностями, работающих в данной организации, и т.п.)

Далее следует рассказать о своем опыте так, чтобы расположить к себе потенциального работодателя. Для этого акцентируйте внимание на положительных сторонах вашей трудовой биографии (основные навыки, достижения на предыдущем месте работы, реализованные проекты, которые способствовали развитию компании), стараясь не повторять сведения, уже изложенные в резюме. Очевидным плюсом будет возможность адресовать рекрутера к вашему личному сайту, ознакомившись с которым, он сможет по достоинству оценить ваш профессиональный уровень.

Если вы только начинаете свою карьеру и трудовой стаж еще достаточно скромен или вовсе отсутствует, постарайтесь заострить внимание сотрудников кадровой службы на наиболее важных результатах, достигнутых вами в процессе обучения (диплом с отличием, прохождение практики, полученные сертификаты, участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, творческие работы, получившие признание, и т.д.). Добавьте фразу о готовности в процессе работы постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствовать навыки и знания по выбранной специальности.

Старайтесь избегать в своем повествовании негативных отзывов о предыдущем месте работы, излагайте только правдивую информацию о себе, а если в резюме есть факты, которые могут вызвать вопросы работодателя (например, длительный перерыв в трудовом стаже, состояние здоровья — для людей с ограниченными возможностями), то их лучше обсудить на устном собеседовании.

Людям с ограниченными возможностями здоровья необходимо знать, что законодательство Российской Федерации не обязывает работника подтверждать соответствующими документами инвалидность. Однако работодатель при приеме на работу имеет право поинтересоваться возможностями будущего работника выполнять те или иные функции в рамках предполагаемых должностных обязанностей и предложить соискателю пройти медицинский осмотр. Если кандидат на должность отказывается от медицинского осмотра или получает медицинское заключение о том, что предполагаемая трудовая деятельность будет ухудшать состояние здоровья этого работника, то работодатель имеет право не принимать его на эту должность (см. ст. 65 ТК РФ).

В любом случае упоминать об этой проблеме в сопроводительном письме не стоит, отложите обсуждение этих вопросов до устного собеседования с работодателем.

Важно помнить, что сопроводительное письмо является одним из жанров делового стиля, который должен отвечать определенным языковым правилам. Наличие различного рода ошибок, прежде всего орфографических, в тексте письма не допустимо. Не совместимы с такими видами текстов разговорные обороты речи («будьте добры», «подскажите, пожалуйста» и т.п.), жаргонизмы. Чтобы грамотно составить текст, используйте словари, справочную литературу и электронные ресурсы.

В заключение письма нужно выразить признательность представителям компании в случае приглашения вас на собеседование, необходимо также подписаться и оставить свои контактные данные.

И, наконец, небольшой совет технического характера поможет сэкономить время. В процессе поиска работы, возможно, вам не один раз придется отправлять сопроводительное письмо. Для того, чтобы каждый раз не писать его заново, сохраните написанный ранее текст в компьютере и используйте его при каждом удобном случае, копируя и внося необходимые изменения, соответствующие выбранной вами вакансии.

 

Оригинал

 
 

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Курганский технологический колледж имени Героя
Советского Союза Н.Я.Анфиногенова»

миссия колледжа:

Формирование конкурентоспособных, всесторонне образованных, способных к саморазвитию специалистов в условиях непрерывного профессионального образования на основе новейших достижений мирового образовательного пространства

Траектория Успеха - Образовательная Интернет сеть Траектория Успеха - Образовательная Интернет сеть Траектория Успеха - Образовательная Интернет сеть ГосУслуги Работа в России - Общероссийская база вакансий Главное управление по труду и занятости населения Курганской области
Трансляция демэкзамена

Общайся! Будь в курсе! Вливайся!