Процесс модернизации российского общества, необходимость его инновационного развития обусловлены современной социально-экономической ситуацией, уровнем развития науки, производства, техники, технологий, которые в значительной степени определяют качество профессионального образования, активизируют поиск новых форм и методов его опережающего развития.
В Болонской декларации закреплен компетентностный подход, главной целью которого является формирование профессиональной компетентности специалиста. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании способствует достижению его основной цели – подготовке квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, обладающих интегрированными знаниями, умениями и навыками, конкурентоспособных на рынке труда, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Следовательно, главным результатом деятельности любой профессиональной образовательной организации должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетенций, которые помогут студенту – будущему специалисту – не только в профессиональной сфере, но и в интеллектуальной, правовой, информационной и т.д.
Результаты деятельности работы педагога зависят от того, насколько правильно выстроена система управления повышением его профессиональной компетентности, насколько точно она отражает индивидуальную траекторию развития каждого педагога, его индивидуальные профессиональные затруднения и потребности. Отдел по учебно-методической работе в ГБПОУ «КТК» осуществляет два основных направления работы с кадрами, которые позволяют педагогическим и руководящим работникам эффективно заниматься повышением профессиональной компетентности.
Внешнее направление повышения профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников колледжа предусматривает:
- участие в работе учебно-методических объединений, сформированных на базе профессиональных образовательных организаций по направлениям подготовки;
- прохождение курсов повышения квалификации в образовательных организациях с получением свидетельства государственного образца;
- стажировку на ведущих предприятиях города, области, а также за ее пределами;
- участие в работе семинаров и конференций разного уровня психолого-педагогической и специальной направленности;
- участие в работе ФУМО;
- аттестацию на квалификационную категорию (первую, высшую)
Повышение квалификации организуется согласно перспективному плану-графику повышения квалификации педагогических работников колледжа.
Важную роль в данном направлении играет профессиональная переподготовка педагогических работников, а также повышение уровня образования (СПО – вуз): заключение договоров о целевом приеме на обучение по образовательным программам высшего образования выпускников ГБПОУ «КТК», которые решили начать свою профессиональную деятельность в качестве преподавателей.
Внутреннее направление повышения профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников представляет собой:
- организацию аттестации на соответствие занимаемой должности;
- индивидуальное методическое сопровождение аттестующегося педагогического работника на квалификационную категорию;
- проведение диагностики педагогических затруднений и индивидуальное консультирование по результатам данной диагностики (проводится ежегодно в начале учебного года).
Оценить работу учебно-методического сопровождения и обеспечения профессионального роста педагогических кадров колледжа можно с помощью разработанной мониторинговой системы, где определены основные критерии оценки. Любой педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, уровню профессионализма, поэтому для организации методической работы в колледже используется разноуровневый подход:
- инструктивно-методические совещания (по результатам диагностики выявленных педагогических затруднений, по результатам анализа посещенных учебных занятий);
- занятия Школы педагогического мастерства (по актуальным направлениям профессионального образования). Материалы занятий размещаются на сайте колледжа;
- организация взаимопосещений учебных занятий;
- организация работы в Цикловых методических комиссиях;
- работа над темой по самообразованию (одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его потребность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности собственной деятельностью, стремлении к росту, самосовершенствованию);
- проведение тематических педагогических советов, методических советов;
- проведение психологических тренингов и др.
Перечисленные выше направления работы, с одной стороны, обеспечивают реальный успех в профессиональной деятельности, активизируют кадровый потенциал, способствуют развитию компетенций, формируют эффективно работающую команду. С другой стороны, непрерывное совершенствование кадрового потенциала является важной составляющей повышения качества образовательного процесса и, соответственно, способствует формированию компетентного специалиста.
Проведенный анализ деятельности колледжа по повышению квалификации педагогического состава (внутренней и внешней среды), социально-экономической ситуации в регионе, мониторинг удовлетворенности потребителей позволил определить перспективные направления развития колледжа, связанные с повышением профессиональной компетентности преподавателей:
- создание условий для развития современной образовательной среды как средствами поддержки внедрения новых образовательных технологий и обновления содержания образования, так и при помощи сопровождения совершенствования инфраструктуры образования с помощью механизмов частно-государственного партнерства, распространения инновационного опыта;
- развитие современной инфраструктуры колледжа, способствующей непрерывному индивидуализированному образованию. Реализация предложений по освоению востребованных работодателем профессиональных компетенций в рамках дополнительного профессионального образования через ежегодный анализ состояния и запросов населения и регионального рынка труда;
- развитие независимой оценки качества образования;
- инновационное развитие образовательного процесса, внедрение новых образовательных технологий, достижение высокого стандарта качества содержания и технологий через повышение доступности программ;
- ориентирование на формирование творческой социально ответственной личности, социализация студентов для успешного их вовлечения в социальную практику;
- обеспечение развития кадрового потенциала колледжа
- обеспечение для лиц с ОВЗ и инвалидов возможности получения качественного образования через реализацию адаптированных образовательных программ.